Главная » 2012»Октябрь»2 » РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО ВОПРОСУ ВКЛЮЧЕНИЯ ДОМОФОНОВ В СОСТАВ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА
14:22
РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО ВОПРОСУ ВКЛЮЧЕНИЯ ДОМОФОНОВ В СОСТАВ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА
В связи с многочисленными обращениями граждан, связанных с вопросом включения автоматических запирающих устройств дверей подъездов многоквартирного дома (далее – домофон) в состав общего имущества дома сообщаю следующее.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. № 40 «Об утверждении Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», Минрегион России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В силу пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее – Правила), Министерство регионального развития Российской Федерации уполномочено давать официальные разъяснения о применении данных Правил.
Как следует из разъяснения Директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства Министерства регионального развития Российской Федерации И.А.Булгаковой 2011 года № 12777-14/ИБ-ОГ на основании пункта 7 вышеуказанных Правил к составу общего имущества многоквартирного дома отнесены домофоны.
Если домофон предусмотрен проектом многоквартирного дома, он автоматически вносится в состав общего имущества данного дома.
Вместес тем подавляющее большинство многоквартирных домов, находящихся на территории России и введённых в эксплуатацию до введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), при строительстве не предусматривали наличие домофонов в проектной документации. В связи с этим сложилась ситуация, при которой в домах, в настоящее время обслуживаемых управляющими организациями, граждане, проживающие в одном подъезде, ранее по своей инициативе установили автоматические запирающие устройства на дверях и на основании прямых договоров с обслуживающей организацией за свой счёт осуществляют содержание и ремонт данного устройства.
Таким образом, если домофон не предусмотрен проектом многоквартирного дома, но по факту установлен, он на основании прямого требования законодательства (пункт 7 Правил, статья 36 ЖК РФ) должен быть внесён в состав общего имущества многоквартирного дома.
Решение вопроса о внесении домофона в состав общего имущества (увеличение состава общего имущества многоквартирного дома) осуществляется на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома.
Так, например, в соответствии решением внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома № 18 по улице Молодёжная микрорайона Заря (пункт 3 повестки собрания) собственники помещений многоквартирного дома постановили: «Принять решение о включении домофонов в состав общего имущества многоквартирного дома и передать их на обслуживание управляющей компании ООО «Зет Сервис» (См. раздел «Новости» 02 сентября 2012 Итоги общего собрания собственников помещений).
В силу пункта 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме. Следовательно, обязанность заключения договора на техническое обслуживание домофона возлагается именно на управляющую организацию.
Обслуживание домофона входит в перечень и стоимость работ по содержанию общего имущества.
Заключение прямых договоров с собственниками помещений многоквартирного дома на обслуживание общего имущества многоквартирного дома не соответствует нормам законодательства.
Управляющая организация, как профессиональная организация, осуществляющая деятельность на рынке жилищно-коммунальных услуг в соответствии с условиями заключённого договора управления многоквартирным домом и согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В связи с этим, в обязанности управляющей организации, при наличии в многоквартирных домах, обслуживаемых её вышеназванной ситуации, входит проведение работы по организации обслуживания общего имущества многоквартирного дома в соответствии с требованиями, установленными жилищным законодательством Российской Федерации.
Обслуживание домофона, как технической составляющей автоматически запирающегося устройства входной двери, входит в перечень и стоимость работ по содержанию общего имущества. Данная оплата, при наличии в составе общего имущества запирающего устройства, должна быть включена в строку «содержание и ремонт», а предъявление собственнику к оплате в квитанции дополнительной строки «Обслуживание домофона» даёт возможность управляющей организации получать плату за обслуживание домофона дважды по двум статьям, что является необоснованным и незаконным.